СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ


СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . .    194 Социальное страхование в СССР........    196 Социальное страхование в капиталистических странах......................    204 Социальное страхование в царской России. Первые законы об обеспечении горных и горнозаводских рабочих были изданы в 1861 г. для Урала. Цель указанных в них товариществ— «попечение о рабочих при б-ни, старости и при домашних несчастиях, призрение вдов и сирот рабочих». Горнозаводские товарищества были организованы по образцу т. н. братских касс, существовавших в Германии и Австрии. Подобные товарищества существовали также в Польше. Кроме этого существовали сберегательно-вспомогательные и пенсионные кассы железнодорожников. Ничтожные пособия выдавались по закону 1901 г. «о пособиях б-ным и увечным рабочим из штрафных капиталов». В 1903 г. был введен закон об ответственности предпринимателей за несчастные случаи, по к-рому фабриканты обязаны были лечить пострадавшего и уплачивать ему денежное пособие во время лечения и пенсию в случае наступления инвалидности. Рост организованности пролетариата и нарастание революционного движения в царской России nocfe 1905 г. заставили правительство уступить требованиям рабочих в области соц. страхования. В результате работы нескольких правительственных комиссий на протяжении 1905—12 гг. 23 июня 1912 г. III Дума утвердила законы об обеспечении рабочих на случай б-ни, о страховании рабочих от несчастных случаев. По законам 1912 г. страхование распространялось лишь на х/6 часть пролетариата. Застрахованные отчисляли на С. с. от своего заработка от 2 до 3%. Взносы предпринимателей составляли всего 2/з взносов рабочих. Пособие по случаю болезни не могло превышать 2/з заработка рабочих в течение 26 недель (без перерыва) и 41 дня болезни. Продолжительность пособия по случаю родов составляла 2 недели до родов и 4 недели после. По закону 1912 г. были организованы больничные кассы (см.). Царские страховые законы носили ярко выраженный реакционный характер. Ленин определял эти законы как «закон, задуманный в целях нового закабаления и угнетения пролетариата» (Ленин, Собрание соч., т. XV, изд. 3-е, стр. 387). Резолюция Пражской конференции . большевиков, принятая по поводу думского страхового законопроекта, предлагала превратить эти кабальные царские законы в орудие развития классового сознания пролетариата, «укрепления его организованности, усиления его борьбы за полную политическую свободу, за социализм» (Ленин, Собр. соч., т. XV, изд. 3-е, стр. 385). В противовес царскому закону большевики на конференции по докладу т. Семашко (тогдашняя кличка—Александров) выдвинули следующую рабочую страховую программу, составленную под руководством В. И. Ленина: «Наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование их, построенное на следующих основаниях: А. Оно должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц кроме того беременность vl роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка благодаря безработице. Б. Страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейства. В. Все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство. Г. Всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных» (Ленин, т. XV, издание 3-е). Краковским совещанием ЦК ВКП(б) в 1912 г. была вынесена специальная резолюция о страховой кампании, к-рая развернулась под руководством большевиков, использовавших борьбу рабочих за С. с. «в тесной связи с освещением всего положения вещей в царской России, разъясняя наши социалистические принципы и революционные требования» (Ленин, Собр. соч., т. XVІ, ч. 1, стр. 231—232). Эту тактику большевики проводили в самих больничных кассах. Меньшевики в страховой кампании противопоставили свою насквозь оппортунистическую тактику предательства рабочих интересов, предательства революционного рабочего движения. Меньшевики приняли царский закон как самоцель,-как средство, действительно способное обеспечить рабочих, и выступили с программой, требовавшей лишь частичного улучшения закона. В страховой кампании рабочие боролись за неурезанную большевистскую программу, за свержение самодержавия, буржуазии, за революцию. Страховые законы Временного правительства мало отличались от царских законов. 23 июля 1917 г. Временное правительство опубликовало «новые законы о социальном страховании», к-рые ничего нового не содержали. Внесены были лишь незначительные поправки в страховые законы 1912 г. Взносы нанимателей были уравнены со взносами рабочих. Кроме указанного меньшевики упразднили представительство владельцев предприятий в правлениях больничных касс, но зато ввели представителя капиталистов в ревизионные комиссии больничных касс. Социальное страхование в СССР. С. с. в СССР является одним" из средств укрепления диктатуры пролетариата. Основная задача С. с.—• увеличить производительность труда для строительства социализма путем улучшения материального, бытового и культурного положения рабочих. В СССР социальное страхование является одним из мероприятий партии и правительства, направленных к повышению уровня жизни трудящихся. Советское С. с. построено на принципах.рабочей страховой программы, выработанной большевиками под руководством В. И. Ленина и принятой на Пражской конференции большевиков в 1912 г. Декларация советского правительства о введении социального страхования была опубликована 31/Х 1917 г. Первые законы С. с. о передаче больничным кассам лечебных учреждений были опубликованы 16/XI 1917 г., положение о страховании на случай безработицы—11/ХП 1917 г., на случай болезни—22/II 1917 г. В период военного коммунизма система социального страхования была за* менена системой социального обеспечения (декрет от 31/Х 1918 г.). С введением новой экономической политики социальное страхование было восстановлено декретом СНК от 15/XI 1921 г. Закон о социальном страховании был включен в кодекс законов о труде РСФСР (статьи 175—192). С. с. в СССР в отличие от капиталистических стран распространяется на всех рабочих и служащих. Средства С. с. составляются исключительно из взносов нанимателей. Рабочие и служащие от всяких взносов на С. с. освобождены. Размеры страховых взносов устанавливаются особыми тарифами, нормальными и льготными. По льготным тарифам взносы платят учреждения, состоящие на гос. и местном бюджете, транспорт, тяжелая промышленность, а также ряд других организаций. Законодательство С. с. обеспечивает рабочих и служащих пособиями по след. видам: 1) по временной нетрудоспособности вследствие б-ни, увечья, ухода за б-ными и по карантину, 2) по беременности и родам, 3) дополнительным видам, 4) пенсиям по инвалидности, 5) старости, 6) по случаю смерти кормильца, за выслугу лет и персональные пенсии. До конца 1930 г. С. с. обеспечивало по безработице. Эта функция С. с. отпала в конце 1930 года вследствие полной ликвидации безработицы в СССР. Законодательство по С. с. подчинено задачам социалистического строительства. Закон об обеспечении застрахованных на случай временной н етруд оспособно-с т и направлен в сторону преимущественного обеспечения основных пролетарских кадров, внедрения социалистических форм труда, снижения заболеваемости, борьбы с текучестью рабочих. Пособия по временной нетрудоспособности выдаются в случае б-ни, независимо от причины заболевания, с первого дня нетрудоспособности до его восстановления или перехода заболевшего на инвалидность. Размер пособия по временной нетрудоспособности построен на принципе возмещения полного заработка в зависимости от соц. положения и производственного стажа. По закону 23/VІ 1932 г. размер пособий диференцировацный. Более высокие размеры пособия (полный заработок) установлены для ударников и рабочих и служащих, работающих на одном предприятии в течение 2 лет и имеющих общий стаж работы не менее 3 лет. Кроме пособий по б-ни социальное страхование обеспечивает застрахованных женщин но беременности и родам путем возмещения их заработка в течение отпуска 56 дней до родов и 56 дней после родов для работниц физ. труда, а для женщин-служащих—в течение 42 дней до родов и 42 после родов. Пособия выдаются также по случаю карантина и по случаю ухода за больным членом семьи. Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств социального страхования исключительно по специальным листкам нетрудоспособности, по так наз. больничным лис*гкам, выдаваемым лечащими врачами, состоящими на службе в учреждениях органов здравоохранения.—Пособия по дополнительным видам обеспечения выдаются на приобретение предметов ухода за новорожденными—в денежном виде или в виде натурального пайка, на кормление ребенка и на погребе-ние в случае смерти застрахованного или члена его семьи. П е н с и и по С. с. выдаются рабочим и служащим в случае стойкой утраты трудоспособности, установленной в специальных врачебно-трудовых экспертных комиссиях в результате увечья или профзаболевания независимо от длительности работы (стаж) и при инвалидности, вызванной общим заболеванием, при наличии трудового стажа работы у застрахованного и отнесения его к одной из трех групп инвалидности (см.). Размер пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от стажа работы, от отрасли промышленности, где работал трудящийся до перехода на пенсию, и от группы инвалидности—в зависимости от степени утраты трудоспособности. Наивысшие размеры пенсий установлены для рабочих, занятых в ведущих отраслях промышленности. В соответствии со стажем работы установлены надбавки к основному размеру пенсии,, прогрессивно возрастающие. Для инвалидов-увечни-ков и от профзаболевания установлены более высокие размеры пенсии, нежели для инвалидов от общих заболеваний. Инвалидность вследствие проф. заболевания обеспечивается в оди- наковых размерах с инвалидностью от увечья^ Установлен специальный список проф. заболеваний, дающих право на особое обеспечение, который содержит 23 заболевания.—Право на пенсии по старости имеют производственные рабочие, работающие во всех отраслях народного хозяйства, при достижении мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет, при наличии 25-летнего производственного стажа для мужчин и 20-летнего для женщин. Для подземных рабочих и для рабочих, работающих на вредных работах, требуется 20 лет стажа и 50-летний возраст. Пенсии по старости выплачиваются независимо от степени трудоспособности. С. с. выплачивает также пенсии семьям умерших застрахованных, пенсии за выслугу лет, персональные пенсии. Бюджет С. с. растет в соответствии с ростом народного хозяйства СССР. Рост этот обусловливается двумя факторами: ростом заработной платы и ростом численности рабочих и служащих. Табл. 1. Рост численности застрахованных (в млн. чел.). Годы Количество застрахов. 1922 1923 1924 1925 1826 1927 1928 4,0 5,3 6,0 7,0 8,4 9,0 9,6 Годы Количество застрахов. 1929 .... 1930 .... 1931 .... 1932 .... 1933 .... 19"4 (план) 10,9 13,6 17,6 22,6 22,1 23,5 Табл. 2. Динамика роста бюджета социального страхования. Годы Млн. руб. Годы Млн. руб. 1924-25 . . . 1925—26 . . . 1926—27 . . . 400,0 670,0 900,0 1258,0 1327,0 1932 ..... 1934 (план) . 1808,0 2 849,0 4 400,0 4  799,8 5  157,2 Соответственно растут поступления по С. с. в рублях на 1 застрахованного: в 1929 году— 121,4, в 1934 году—219,3. Ростом численности застрахованных и ростом зарплаты в основном определяется рост расходов С. с. на денежные виды обеспечения. Табл. 3. Динамика расходов С. с. на пособия и пенсии (в млн. руб.). Виды пособия Пособия по временной нетрудоспособности . . На пенсиониро-вание ..... Пособия по дополнительным видам ..... Пособия по безработице . . . . 311,0 392,1 567,9 780,0 815,5 809,8 271,8 317,6 378,4 482,7 632,2 704,9 64,6 54,8 62,6 85,3 91,5 89,6 132,3 49,3 — — — — Несмотря на то, что абсолютно сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, дополнительным видам и на выплату пенсий возрастает в 1933 г. почти в 2Уа раза по сравнению с 1928 г., удельный вес расходов С. с. на пособия и пенсии снижается с 60,7% в 1928—29 г. до 32,4% в 1933 г. Табл. 4. Рост расходов С. с. на обобществленные виды обслуживания. Статьи расхода .Мед. помощь и но вое строительство леч. учреждений .... Дома отдыха, санатории и курорты (содержание и капиталовложения) . - Лечебное питание Детские учрежде-ния (ясли, детсады, детдома, питание школьников) ..... Габжилстрои-тельство .... Подготовка кадров ........ 264,4! 359,1 1932 | 1933 502,4] 817,1 41,6 118,4 56,8 0,5 190,7 59,4 114,5 8,3 45,1 334,2 140,0 229,7 31,6 245,4 48,2 140,9' 193,0 710,0 91,8 600,0 593,5 1 198,6 234,3 63,3 255,7 672,0 705,0 Огромные сдвиги в бюджете С. с. произошли в реконструктивный период в сторону обобществленных видов и форм обслуживания застрахованных в соответствии с задачами социалистического строительства и выполнения пятилетнего плана народного хозяйства. Направление работы Сев сторону развертывания . медпомощи, профилактики (рабочего отдыха, санаторно-курортной помощи, диетпитания), детских учреждений (яслей, детсадов, питания школьников), рабочего жилищного строительства и т. д. в сторону обобществленных видов культурного и социально-бытового обслуживания было определено постановлением ЦК ВКП(б) от 28/IX 1929 г., решениями XVІ Съезда ВКП(б) (1930 г.), V Пленума ВЦСПС (январь 1931 г.) и IX Съездом профсоюзов (апрель 1932 г.). Расходы на обобществленные виды обеспечения по социальному страхованию (в процентах к итогу) составляли: в 1927/28 г.—38,1,1928/29 г.—35,2, 1929/30 г.— 48 7, 1931 г.—54,0, 1932 г.—60,0 и в 1933 г.— 67,6%. Одним из основных расходов социального страхования являлись ассигнования на медицинскую помощь застрахованным в виде дотации к средствам, отпускаемым на здравоохранение по гос. и местным бюджетам. Т а о л. 5. Рост ассигнований по бюджету С. с. на медпомощь. Годы Млн. руб. ; Годы Млн. руб. 859,1 1933—24 . . . 100,0 1924—25 . . . 125,0 502,4 1925—26 . . . 175,0 847,1 1926—27 . . . 245-, О 945,5 1927—28 . . . 244,6 1 134,0 261,4 Ассигнования на медицинскую помощь передаются, согласно постановлению СЯК СССР от 13/V 1934 года, органам здравоохранения. Проф. союзы участвуют в планировании бюджета здравоохранения и контролируют выполнение плана и качества мед. обслуживания застрахованных. В целях ликвидации уравнительности в обслуживании медпомощью и диференцирован-ного обслуживания и обеспечения рабочих ведущих отраслей народного хозяйства (уголь, металлургия, жел.-дор. и водный транспорт, основная химия, машиностроение, руда, нефть) квалифицированной медпомощью с 1932 года установлены для них более высокие нормы, ассигнований на медпомощь, которые составляли в 1932 годув рублях на одного рабочего угольной, металлургической, основной химической промышленности в среднем 65 руб., нефтяной—60 руб., машиностроения—58 руб., жел.-дор. транспорта—52 руб., водного транспорта—62 руб., горнорудной—60 руб., взамен отчислений—30 руб. 46 коп. в 1932 г. в среднем на одного застрахованного в год. Более высокие ассигнования на медпомощь устанавливаются для национальных республик (на 1 застрахованного в 1933 г.): 72 руб. по Тадж. ССР, 61 руб.—Турк. ССР, 50,75—Узб. ССР; 42,0 —ЗСФСР, 36,5—БССР, 29,5 —УССР и 28,5 — РСФСР. Распределение ассигнований по бюджету социального страхования на медицинскую помощь по республикам составляет в абсолютных цифрах и в процентах к 1933 г. (без капиталовложений) (в млн. р.): Табл. 6. Республики РСФСР . УССР . . БССР . . ЗСФСР . . Уаб.ССР . Турк. ССР Тадж. ССР 1933 г. 1934 г. В % К 1933 Г. 460,0 557,8 21,1 144,1 173,6 20,4 15,6 17,5 12,2 30,9 36,4 18,8 14,4 17,0 18,0 3,7 4,3 16,3 3,4 4,0 20,6 Для обеспечения лучшего диференцирован-ного обслуживания мед .-сан. помощью рабочих ведущих отраслей промышленности органы соц. страхования помимо увеличения ассигнований на медпомощь по этим отраслям промышленности ставят перед органами здравоохранения задачу выделения лучших лечебных и лечебно-профилактических учреждений для исключительного или преимущественного обслуживания рабочих ведущих отраслей промышленности и транспорта (закрытая сеть) и установления для них более высоких норм и лучших качественных показателей в этих учреждениях. Для обеспечения этих требований и наиболее эффективного использования отпускаемых по бюджету С. с. средств органы С. с. передавали средства на медпомощь, в соответствии с постановлением СНК СССР от 3/Ш 1932 г., органам здравоохранения по договорам. Договора на закрытую сеть, обслуживающую рабочих ведущих отраслей промышленности, заключались с органами здравоохранения соответствующими кассами С. с. этих отраслей; на общую, открытую сеть,—территориальными кассами С. с, а после слияния соцстраха с профсоюзами договора с органами здравоохранения на эту сеть заключались советами профсоюзов, через которые и проводилось финансирование этой сети. Постановлением СНК СССР от 13/V 1934 г. этот порядок передачи средств соцстраха изменен. Согласно этому постановлению все средства на мед. помощь, определенные по бюджету соцстраха профсоюзов, утвержденному СНК СССР, передаются затем НКЗдр. союзных республик. Последние с участием ВЦСПС и ЦК союзов составляют планы и контрольные цифры по здравоохранению с обеспечением в них диференцированных норм обслуживания рабочих и служащих основных отраслей промышленности и по утверждении этих планов и контрольных цифр СНК союзных республик производят финансирование своих нижестоящих органов здравоохранения и лечебно-сан. сети. На профсоюзы помимо финансирования медпомощи по бюджету соцстраха и участия в планировании здравоохранения этим же постановлением СНК СССР возложен и контроль за работой органов здравоохранения по обслуживанию мед.-сан. помощью рабочих и служащих, за выполнением утвержденных планов и контрольных цифр по здравоохранению, диференцировапных норм обслуживания рабочих ведущих отраслей промышленности и контроль за правильностью использования органами здравоохранения отпущенных им средств соцстраха, государственного и местного бюджетов. Доля участия средств социального страхования в общем бюджете здравоохранения составляла: в 1928/29 г.—42,1%: в 1929/30 г.—39,8%; в 1931 г.—45,5% и в 1933 г.—48,1%. Ассигнования С. с. на содержание и строительство детских учреждений составляют 2,8 млн. руб. в 1929 г. и 327,0 млн. в 1934 г. (включая пособия для новорожденных). Средства эти передаются органам здравоохранения (на ясли, молочные кухни) и органам просвещения (на детсады, детдома) по диференцц-рованным нормам: на ясли на 1 работницу, занятую в тяжелой промышленности, в среднем 24,4 рубля, транспорт и связь—21,7, легкая и пищевая промышленность—22,3, сельское и лесное хозяйство—12,0, культура и обслуживание—4,1; на детские сады в тяжелой промышленности—15,4, транспорт и связь—13,4 руб., легкая и пищевая промышленность—11,8, сельское и лесное хозяйство—5,6, культура и обслуживание—1,9. Табл. 7. Рост ассигнований по бюджету С. с. на обслуживание детей (в млн. р.). Статьи расхода 1933 г. 1934 г. в 1931 г. % к | 1933 г. Пособие по уходу за новорожденным ...... Молочные кухни..... Ясли (содержание) .... На дополнительное питание школьников и обучающихся в ФЗУ.... Пионер лагери и детские 68,0 4,5 85,5 51,9 17,8 29,2 6,9 71,3 5,0 120,0 20^0 37,6 9,7 104,8 111,1 143,7 121,1 112,3 128,7 140,5 Всего . . . £63,8 327,0 124,9 С 1931 г. социальное страхование выделяет специальные ассигнования на питание и материальную помощь школьникам: 5,7 млн. руб. в 1931 г., 15,3—в 1932 г., 29,2—в 1933 г. и 37,6 млн. р.—в 1934 г. Большое развитие получила деятельность С. с. в области организации профилактической помощи рабочим и служащим — рабочий отдых, санаторно-курортная помощь. С. с. имеет в своем распоряжении мощную сеть курортов, санаториев и домов отдыха, организованных согласно декрету, подписанному В. И. Лениным в 1921 г. В настоящее время (в 1934 г.) в ведении С. с. находится следующая сеть профилактических учреждений: курортные санатории—5 615коек, местные санатории—14 310 коек, дома отдыха (стацион.)—73 842 койки, дома отдыха выходного дня—3 700 коек, колонии раб. молодежи— 1 156 коек. Общее число коек во всех профилактических учреждениях С. с. составляло 44 547 в 1927 г., 74 400—в 1932 г. и около 100 000—в 1933 г. По лечебным типам курортные санатории С. с. распределяются след. образом: санаториев—28, коек в них—5 615, из них сердечных— 1 750, нервных—260, желудочных—1 355, туберкулезных—1 045 и грязевых—1 205. За счет ' средств С. с. пропущено через санатории и курорты в 1929 г.—80 703 чел., 1930 г.—86 705, 1931   г.—101 384, 1932 г.—171 181, 1933 г.— 213 500. Через дома отдыха: 466 835 в 1929 г., 519 949 в 1930 г., 808 428 в 1931 г., 944 940 в 1932   г. и 973 892 в 1933 г. По соц. составу пропущенные через санатории и курорты рабочие составляют: 77,5% в 1929 г., 80,4% в 1929/30 г., 87,4% в 1931 г., 88,1% в 1932 г. и •91,2% в 1933 г.; по домам отдыха—72% в 1928/29 г. и 89,6% в 1933 г. На рабочий отдых и санаторно-курортную помощь социальное страхование израсходовало за период 1929— 1933  (вкл.) 972,4 млн. р. Нормы посылки застрахованных в санатории, курорты, дома отдыха устанавливаются ВЦСПС на 100 застрахованных диференциро-ванно для каждого союза. Максимальное число направляемых падает на рабочих ведущих отраслей промышленности. Преимущественно направляются ударники, члены профсоюзов.— Специальные ассигнования выделяются из бюджета социального страхования на организацию лечебного питания: 8,3 млн. руб. в 1931 г., 31,6 млн. руб. в 1932 г., 48,2 млн. руб. в 1933 г. и .63,3 млн. руб. в 1934 г.; 62,8% всех ассигнований на диетпитание отпускается для рабочих ведущих отраслей народного хозяйства, составляющих около 30% общего числа застрахованных. Кроме указанного огромные суммы выделяются из бюджета С. с. с 1930 г. на подготовку кадров для промышленности: 59,4 млн. руб.—в 1930 г., 140,0—в 1931 г., 600,0 млн. руб., включая стипендии учащимся, в 1933 г.; на развертывание рабочего жилищного строительства: в 1929 г.—118,4 млн. руб., в 1930 г.—190,6 млн. р., в 1931 г.—334,2 млн. руб., в 1932 г.—710,0 млн. руб., в 1933 г.—600,0 млн. руб. и в 1934 г.— 672,5 млн. р. Расходуя огромные средства из своего бюджета на поднятие культурно-бытового и материального уровня рабочего класса, на проведение широких оздоровительных мероприятий, С. с. превратилось в один из важнейших факторов оздоровления условий труда и быта и повышения материального и культурно-бытового уровня рабочих, способствуя тем поднятию производительности труда в интересах социалистического строительства. — Деятельность советского социального страхования в сочетании, с общим ростом материального и культурного уровня рабочих, 7-часовым рабочим днем, социалистической реконструкцией промышленности и организацией социального страхования, врачебного и рабочего контроля и борьбы с заболеваемостью ^привела к резкому снижению заболеваемости"и травматизма. Число оплаченных дней по временной нетрудоспособности составляло 875 на 100 застрахованных в 1929 г., 833—в 1930 г., 840—в 1931 г., 752—в 1932 г. и 715 дней—в 1933 г. Резкое снижение заболеваемости .достигнуто по ведущим отраслям народного хозяйства (табл. 8). Число несчастных случаев также резко снизилось. В 1932 г. число несчастных случаев в процентах составляло по сравнению с 1928 г. Т а Я л. 8. Отрасли промышленности Годы Число случаев на 100 за- страхов. 1S32 г. В % К 1928 г. Число дней в :ем. не-трудоспос. на 100 работающих 1934 г. в % К 1928 г. Каменноугольная .... Добыча руд ....... Машиностроение .... Текстильная промыш- Основная химия .... /1928 \ 1932 /1928 1 1932 j 1928 \ 1932 1 19Г8 \ 1932 / 1928 \ 1932 /1928 /1932 156,5 95,4 144,6 100,5 128,3 95,0 U3,4 121,3 122,1 1С6,1 148,5 89,9 61,0 69,5 74,1 79,1 86,9 60,5 1 370 1064 1 056 940 1 113 972 1 273 1065 99 D 885 1329 77,7 89,0 81.5 82,9 89,4 66,2 по отраслям промышленности на 1 000 полных застрахованных: в каменноугольной промышленности ...    60,7 » металлургии...............    65,1 ♦ машиностроении.............    56,2 » основной химии.............    72,0 » текстильной промышленности......    74,5 Рост материального и культурного уровня рабочих, широкое развертывание профилактической помощи, улучшение мед. обслуживания рабочих снизили прирост инвалидов труда. Табл. 9. Численность пенсионеров соц. страхования. Годы Среднегодовое число (в тысячах) Число пенсионеров на 1 ооо эастрахов. всех пенсионеров застрахованных 1928 Ш9 1930 1931 1932 890,4 1 049,8 1 171,1 1 234,4 1883,6 9 865,4 10 932,2 13 658,8 17 658,4 22 605,3 90,8 96,0 85,9 69,9 61,2 В результате успехов социалистического строительства резко снижена общая смертность среди застрахованных. Организационная структура С. с. Советское С. с. с 1922 г. находилось в системе НКТ. В НКТруде СССР существовало специальное Центральное управление социального страхования (ЦУССТРАХ). Сеть органов С. с. строилась до решения V пленума ВЦСПС (янв. 1931 г.) по территориальному признаку: районные, городские, областные и республиканские кассы соц. страхования. После постановления V пленума ВЦСПС и постановления ЦИК и СНК СССР от 23/VІ 1932 г. обслуживание рабочих ведущих отраслей хозяйства было выделено в специальную отраслевую систему. Были организованы отраслевые кассы в угольной, металлургической, рудной, основной химической, нефтяной промышленности, железнодорожном, водном транспорте и кассы общего машиностроения, транспортного, сельскохозяйственного и авиа-автотракторного машиностроения. Остальные застрахованные обслуживались территориальной системой. Постановлением ЦИК, СНК СССР и ВЦСПС от 23/VІ 1933 г. о слиянии НКТруда с ВЦСПС все дело С. с. перешло к профсоюзам и перестроено исключительно по отраслевому, производственному принципу. С IV" квартала 1933 г. организовано 47 центральных отраслевых касс С. с. центральных комитетов профсоюзов, 1 222 областных, краевых и республиканских отраслевых касс, 18 269 районных городских и рудничных отраслевых касс и 186 200 выплатных пунктов при всех фабзавместкомах напред-приятиях, в совхозах, МТС и в учреждениях. В связи с разукрупнением профсоюзов, согласно решению IV пленума ВЦСПС 5/IX 1934 г., создано 154 профсоюза и в них 154 страховые центральные кассы ЦК союзов. К работе по обслуживанию рабочих в области С. с. привлечены рабочие в форме страховых делегатов, численность которых достигает нескольких сотен тысяч. Страховой актив на предприятиях и в учреждениях проводит большую работу в помощь выплатным пунктам и органам здравоохранения в области улучшения качества мед. обслуживания, борьбы с заболеваемостью и травматизмом, улучшения бытовой помощи, контроля за длительно и часто болеющими, в борьбе с прогулами и т. д.— Общее руководство Сев СССР осуществляется непосредственно ВЦСПС. Научное изучение проблем истории, теории и практики С. с. в СССР и в капиталистических странах сосредоточено в специальном научно-исследовательском ин-те профдвижения ВЦСПС, организованном на базе ин-та С. с, созданного в 1933 г. С переходом С. с. в ВЦСПС вся работа по обслуживанию рабочих по линии социального страхования стала важнейшей органической частью всей работы профсоюзов. Социальное страхование в капиталистических странах. Возникновение и развитие С. с. в капиталистических странах является результатом классовой борьбы. Борьба пролетариата за С. с. есть часть общей борьбы с капитализмом. Буржуазия по мере роста организованности пролетариата и нарастания революционного движения вынуждена итти на уступки требованиям рабочих путем проведения различных реформ, одной из которых является С. с. Первые законы о С. с. были введены в Германии в начале 60-х годов 19 века и касались страхования горняков. В дальнейшем, в результате значительного обострения классовой борьбы, в Германии в 1883 г. был издан закон об обязательном страховании на случай б-ни и от несчастных случаев, в 1884 г.— о страховании инвалидности и в 1889 г.— о страховании старости. Вслед за Германией С. с. вводится в других странах. Развитие С. с. происходило по видам: на случай б-ни, увечья, инвалидности, вдовства и сиротства, старости и безработицы. Наибольшее развитие получило С. с. в капиталистических странах после империалистской войны. Наибольшего «процветания» достигло С. с. в предкризисный период в Германии, Австрии. В результате кризиса и фашизации (Германия, Австрия, Италия, Польша) начинается поход буржуазии на жизненный уровень пролетариата, и завоевания пролетариата в области «социальной политики» свертываются. Распространение социального страхования и важнейшие даты издания страховых законов даны в таблице 10. В нижеследующих странах, не указанных в таблице, С. с. не существует: в Албании, Аравии, Афганистане, Бельгийском Конго, Вене- Табл. 10. Распространение социального страхования и даты важнейших законов. Страны Виды страхования болезнь материнство инвалидность старость вдовство и сиротство несчастные случаи**" профболезни*1 безработица Австралия..... Австрия...... Англия...... Аргентина ...... Африка Южная . , Бельгия ...... Болгария ..... Боливия ..... Бразилия .... Венгрия ..... Геомания ..... Голландия. . . . , Ггеция ...... Дания....... Испания ...... Италия ...... Канада..... Китай...... Китай (советский) Латвия..... Литва...... Люксембург . .. . Норвегия .... Польша..... Португалия . . . Румыния .... США....... Уругвай ..... Финляндия ... Франция..... Ч«хо-Словакия - Чили....... Швейцария . . . Швеция..... Эстония ..... Югославия . . . Япония..... Добровольн. Обязат. 1888 Обязат. 1911 Добровольн. Д обров. 1894 Обязат. 1918 Обязат. 1891 Обязат. 1883 Обязат. 1ь29 Обязат. 1922 Добров. 1892 ДобрОВ. 1908 Добров.1886.Стра- ХОВ. ОТ tbC 1927 Добров. 1919 Обязат. Обязат. Обязат. Обязат. Обязат. Обязат. Обязат. Обязат. 1930 1922 1925 1901 1909 1620 1919 1912 Добров. 1897 Обязат. изо Обязат. 1924 Обязат. 1924 Обязат. 1914* Добров. 1910 Обязат. 1920 Обязат. 1922 Обязат. 1922 Гос. пенсии 1912 Обязат. 1888 Обязат. 1911 Добровольн. Обязат. 1918 Обязат. 1891 Обязат. 1883 Обязат. 1922 Добров. 1915 Гос обесп. 1923 Обязат. 1923 Обязат. 19W Обязат. 1922 Обязат. 1926 Обязат. 1901 Обязат. 19С9 Обязат. 1920 Обпзат. 1919 Обязат. 1912 Добровольн. Обязат. 1913 Обязат. Обпзат. 1921 Обязат. 1914* Добров. 1910 Обязат. Обязат. 1922 Обязат. 1922 Гос. пенсии 1908 Обязат. 1906 Обязат. 1911 Обязат. 1921 Обязат. для гор-нораб. 1924 Обязат. 1924 Обязат. 1932 Обязат. 1928 Обпзат. 1889 Обпзат. 1913 Обпзат. 1922 Обязат. д/членов бо,льн. касс 1921 Обязат. 1921 Обязат. 1923 Обязат. 1930 Обязат. 1925 Обязат. 1881—1927 Обязат. 1912 Гос. пенсии 1919 Обязат. 1930 Обязат. 1924 Обязат. 1924 Обязат.** Обязат. 1913 Обязат. 1522 Гос. пенсии 1908 Обязат. 1906 Тос.пенсии 1908 Обязат.1925 Гос. пенсии Обязат. 1S24 Обязат. 1924 Обязат. 1932 Обязат. Ш8 Обязат. Шэ Обязат. 1913 Обпзат. 1922 Гос. пенсии 1891 Обязат. 1919 Обязат. 1923 Гос. пенсии 1927 Обязат. 1S30 Обязат. 1925 Гос. пенсии 1923 Обязат. 1884—1927 Обязат. 1919 Обпзат. 1.912 Гос. пенсии в 8 ШТ. 1923 Гос. пенсии 1919 Обязат. 1930 Обязат. 1924 Обязат. 1924 Обязат,** Обязат. 1913 Обязат. 1922 Обязат. 1906 Обязат. 1925 Обязат. 1924 Обязат. Обязат. 1932 Обязат. 1928 Обязат. 1911 Обязат. 1913 Гсс. пенсии 1891 Гос. пенсии Обязат. 1930 Обпзат. 1925 Обпзат. 1927 Обпзат. 1919 Обязат. 1912 Обязат. 1930 Обязат. 1924 Обязат. 1924 Обязат.** Обязат. 1922 Отв. пр. в неси. штатах 1915 Обязат. 1888 Отв. пр. 1897 Отв. пр. 1915 Отв. пр. 1914 Отв. пр. 1903 Обязат. Отв. пр. Обнзат. Обязат. Обязат. Обязат. Отв. пр. Отв. пр. Обязат. Отв. пр. Обязат. 1918 1924 1919 19С8 1884 1900 1914 1898 1916 1912 1905 Обпзат. в 2 провинциях Добров. Обязат. 1930 Обязат. 1927 Отв. пр. 1903 Обязат. 1801 Обязат. 1911 Обнзат. 191.9 Обпзат. 1919 Обязат. 1912 Огв. пр. 1902 Отв. пр. 1920 Обязат. 1917 Отв. пр. 1898 Отв. пр. 1887 Обязат. 1924 Обязат. 1911 Обязат. 1916 Обпзат. 1912 Обязат. 1922 Отв. пр. 1911 Отв. пр. 193) Обязат. 1928 Отв. пр. 1906 Отв. нр. 1915 OlB. пр. 1924 Обпзат. 1927 Обязат. Отв. пр. Отв. пр. Обязат. Обязат. Обязат. Обязат. Обязат. 1924 1924 1919 1927 1925 1928 1932 1933 Обязат. 1929 Отв. пр. в нек. пров. с 1918 Обязат. 1930 Обязат. 1927 Обязат. 1928 Обязат. 1928 Обпзат. 1919 Обязат. 1933 Отв. пр. в ряде штатов Обязат. 1925 Отв. пр. 1919 Отв. пр. 1932 Обпзат. 1927 ! Обнзат. 1911 / Обязат. 1929 Обязат. 1922 Обязат. в штате Квинсленд Обязат. 1920 Обпзат. 1911 Добров. 1920 Обязат. 1925 Обязат. 1624 Добров. 1916 Добров. 1827 Добров. 1919 Обязат. 1923 Обязат. 1930 Дсбров. 1906 Обязат. 1924 Добров. 1917 Добров. 1925 ДобрОВ. 1921 Дсбров. (в 13 кантонах обязат.) Добров. В > Й V В о И о и о и > в к * В некоторых кантонах. ** Только в кантоне Гларус. болеваниях в порядке ответственности предпринимателей. Показанные в этой колонке отметки «отв. пр.» обозначают вознаграждение при увечьях и проф. за- суеле, Индии, Египте, Колумбии, Костарике, Монголии, Персии, Африке, Сиаме, Турции. Кроме указанного С. с. нет в английских, голландских, испанских, итальянских, португальских, сев. американских, французских и японских колониях. Из общего числа 77 государств С. с. в том или ином виде существует в 37. К началу 1934 г. страхование от несчастных случаев введено в 43 странах (из них обязательное страхование в 25 странах, добровольное в 18), страхование на случай болезни—в 39 странах (обязательное в 24, добровольное в 25). Страхование материнства—в 27 странах (обязательное в 24, добровольное в 3). Страхование старости существует в 3.0 странах (обязательное в 25 и гос. пенсии в 9). Страхование инвалидности—в 22 странах, вдовства—в 13 странах и сиротства—в 16 странах, страхование проф. б-ней—в 17 странах. В капиталистических странах в результате мирового экономического кризиса в связи с колоссальной безработицей численность застрахованных неуклонно падает. В Германии число застрахованных (на случай б-ни) снизилось с 22,4 млн. в 1929 г. до 18,7 млн. в 1932 г. Уменьшение численности застрахованных является результатом различных ограничений и ухудшений законодательства в части круга лиц, подпадающих под действие закона о С. с. Более точные сведения о численности застрахованных разработаны по материалам 1929 г. Тай л. 11. Государства По обязательному страхованию число застрахованных в абс. цифрах (в млн. чел.) в % к числу рабоч.и слуш. 2,3 19,0 90 100 33 46 80 66 65 Венгрия ....... Германия ...... Чехо-Слования . . . 0,2 1,° 22,6 2,8 2,6 Общее число застрахованных на случай б-ни во всех капиталистических странах составило в 1929 г. около 70 млн. чел. 2/з этого числа падают на обязательное страхование и 7з на страхование добровольное. К началу 1934 г. (по вычислениям Б. Г. Данского) в связи с мировым экономическим кризисом число застрахованных сократилось не менее чем на 25%. Численность застрахованных на случай безработицы в капиталистических странах составляла в 1929 г. около 35 млн., а к началу 1934 г.— около 25 млн. Уменьшение численности застрахованных по безработице является результатом ухудшения законодательства по безработице и массового снятия безработных в Гер-мании^ Австрии, Англии, Польше, Италии и др. капиталистических странах с пособий (проведение законов о «проверке нуждаемости» в Англии и фашистская попытка «ликвидировать безработицу» в Германии и т. д.).—Средства С. с. в капиталистических странах составляются из взносов самих застрахованных, доплат нанимателей и в некоторых случаях дотации государства. В капиталистических странах отчисления трудящихся на С. с. являются налогом на скудную, неуклонно снижающуюся зарплату трудящихся. Средние размеры взносов на С. с. различны _для каждого вида страхования и составляли Табл. 12. Участие застрахованных нанимателей и государства в различных видах страхования (в %). Страны Застрахо- Нанима- Государ- i ванные           тели           ства ! I. Страхование на случай болезни Австрия .... Англия .... Болгария . . . Венгрия .... Германия . . . Польша . . . . Румыния . . . Чехо-Словакия Япония .... 50,0 38,0 33,3 60,0 66,7 40,0 100,0 60,0 45,0 50,0 40,0 33,3 50,0 33,0 60,0 50,0 45,0 22 33,3 II. Страхование на случай безработицы Австрия . Англия . Германия Италия . Польша . 36,0 34,0 50,о 60,0 11,7 36,0 38,0 50,0 60,0 50,0 28,0 28,0 III. Страхование инвалидности, старости, вдовства и сиротства Австрия .... Англия .... Германия . . . Италия .... Чехо-Словакия Франция .... 45,0 38,0 36,0 40,0 50,0 60,0 45,0 10,0 40,0 22,0 36,0 28,0 40,0 20,0 50,0 — 50,0 ' в 1931 г. по страхованию на случай б-ни в процентах к зарплате: в Австрии—7,0, Англии— 2, Германии—3 — 7,5, Польше—-7,5, Румынии—2,77—3,66, Чехо-Словакии—5,6, Югославии—6, Японии—6,0 и т. д. По всем видам страхования размер страховых взносов составлял в процентах к основной зарплате: в Австрии—17, Германии—17, Англии—8, Чехо-Словакии—13. Бюджеты С. с. капиталистических стран в результате кризиса, роста безработицы, уменьшения численности застрахованных и ухудшения страхового законодательства падают. Бюджет по всем видам С. с. в Германии в 1933 г. сравнительно с предкризисным периодом и с 1932 г. составлял (в млн. марок): Табл. is. Виды страхования Страхование на случай болезни: доход ........... расход ...■ ....... Страхование от несчастных случаев: доход ........... расход ........... Страхование на случай инвалидности рабочих: доход..........• расход ..... ...... Страхование на случай инвалидности служащих: доход ........... расход ........... Страхование горнорабочих и служащих горной промышленности: доход ........... расход ........... Все отрасли соц. страхования кроме безработицы: доход ........... расход • .......... 1929 г. 2 322,4 2 219,3 429,9 410,7 1628,7 1 324,3 495,9 186,2 262,0 231,9 5 138,9 4 372,4 1932 г. 1 234,6 1217,8 330,7 333,0 1104,1 1 288,8 446,4 203,6 200,1 200,8 3 315,9 3 304,0 1 160,0 1 125,0 299,0 305,1 1 144,3 1 186,9 448,8 275 " 201,0 197,0 3 253,1 3 089,6 Общий размер бюджета страхования на случай б-ни в Германии сократился в 1932 г. сравнительно с 1929 г. почти вдвое. Наиболее сильно сократился фонд пособий по временной нетрудоспособности: в 1932 г. он составлял всего около одной трети той суммы, какая была до кризиса в 1929 г. Расход на лекарственную помощь сократился более чем в 2 раза, расход на врачей снизился Лолее чем на 7з> расход на коечное лечение упал на 33%. Расходы на С. с. в Австрии резко снижены по сравнению с 1933 г., а именно 129 млн. шиллингов в 1932 г. и 86 млн. шиллингов в 1933 г. Интересно сопоставить снижение средств на С. с. с ростом военного, бюджета в той же Австрии: 173 млн. шиллингов в 1932 г., 189 млн. шиллингов в 1933 г. С. с. в капиталистических странах подчинено интересам буржуазии. Размеры пособий и пенсий неуклонно снижаются. Пособия в случае б-ни во всех капиталистических странах выплачиваются с 3—4-го дня б-ни в размере, не превышающем (факультативно) 50—60%, при условии наличия у застрахованного страхового стажа (т. е. уплаты в виде страховых взносов 40—46% заработка). В Англии установлен страховой стаж в 26 недель. Размер пособия диференцирован—для мужчин выше, чем для женщин. Одинокие рабочие получают пособие по б-ни в меньшем размере, нежели семейные. В случае помещения заболевшего застрахованного в б-цу застрахованному выдаются т. н. карманные деньги, а в нек-рых странах (Англия, Литва) выдача пособий прекращается вовсе. Определение размера пособий (кроме Англии, где выдается твердое пособие независимо от заработка) производится в зависимости от того класса заработка, к которому отнесен застрахованный.—Больничные кассы имеют в своем штате доверенных врачей. В результате кризиса и стремления больничных касс снизить расходы на мед. помощь и провести режим экономии за счет ухудшения обслуживания рабочих в 1930 г. в страховой кодекс Германии был введен новый пункт (364 ab) об обязательном приглашении кассами доверенных врачей для контроля за правильной выдачей врачами больничных листков. Доверенный врач является консультантом кассы по всем мед. вопросам. Важнейшей основой его работы является контроль над б-ными. С приходом к власти Гитлера произведена «чистка» врачей неарийского происхождения и «политически неблагонадежных» элементов. Доверенные врачи имеются в больничных кассах Австрии, Чехо-Словакии, Польши и др. Число оплаченных дней по временной нетрудоспособности составляет в среднем на 1 застрахованного в год в Германии—14,0 в 1929 г., 11,63 в 1930 г., 10,73 в 1931 г., 9,18 в 1932 г. Понижение показателей заболеваемости по числу случаев и дней нетрудоспособности в годы кризиса при колоссальном обнищании рабочих масс объясняется следующими причинами: 1) резким сокращением норм пособий, проведенным в целом ряде чрезвычайных указов (Гинден-бурга—Брюннинга—Папена), 2) отбором наиболее здоровых рабочих, остающихся на работе, и отсевом длительно болеющих и полуинвалидов и 3) экономическим террором—боязнью рабочих, остающихся на работе, лишиться места из-за частойилидлительнойзаболеваемости. Такое же явление наблюдается в Австрии. На 1 застрахованного рабочего в промышленности приходилось дней нетрудоспособности: 16,2 в 1929 г., 14,1 в 1930 г. и 13,8 в 1931 г. Заболеваемость застрахованных женщин в капиталистических странах значительно выше, чем мужчин. По числу дней б-ни старшие возрасты застрахованных дают более высокие показатели; по числу случаев нетрудоспособности наивысший уровень дают наиболее производственные возрастные группы (20—35 лет). Пособия по случаю материнства объединены в организационном отношении со страхованием на случай б-ни; лишь в Испании, Франции и Италии существует обособленное страхование материнства. Страхование материнства заключается в выдаче пособий застрахованным женщинам по беременности и родам (до и после родов) и выдаче единовременного пособия на врачебную помощь или бесплатном оказании врачебной помощи, в выдаче пособия на приобретение предметов ухода за ребенком и в выдаче пособия на кормление. Основное пособие по беременности и родам застрахованным женщинам в большинстве стран выдается в том же размере, что и пособие по б-ни. Сроки выдачи пособия но случаю беременности и родов установлены в Германии, Чехо-Словакии и Болгарии в 6 недель до и 6 после родов, в Латвии, Венгрии—4 и 8, в Норвегии—2 и 6, в Польше—2 и 4, Румынии—2 и 6 и т. д. В Англии страхование материнства ограничивается единовременным пособием, при наличии страхового стажа в 48 недель. Пособие на кормление предусматривается в ряде стран, за исключением Англии, Болгарии, Венгрии, Норвегии, Румынии, Эстонии и Японии. Размер пособия составляет 50% основного пособия по беременности и родам. Продолжительность выплаты пособий на кормление в большинстве стран установлена в 12 недель. Страхование инвалидности, вдовства и сиротства во многих странах организационно объединено. Размеры пенсий чрезвычайно низки. В Германии в 1932 г. размеры пенсий инвалидам снижены по сравнению с 1931 г. на 23%. С приходом Гитлера по новому закону от 7/XII 1933 г. размер пенсии еще резко снизился. Право на пенсию обусловлено требованием длительного страхового стажа; размеры пенсии инвалидов варьируют в зависимости от класса заработной платы. Пенсия состоит из основной и надбавок. В Германии пенсия выдается застрахованным при условии потери трудоспособности не ниже 67%. Пенсии выдаются пожизненно или единовременно в капитализированном виде. Размер пенсии устанавливается в зависимости от степени утраты трудоспособности в процентах к заработку, к-рый получал застрахованный перед переходом на инвалидность. Размер пенсии по случаю увечья или профессионального увечья составляет в процентах к зарплате: Австрия—66,7, Англия—50—75, Германия—66,7, Польша— 66,7. В ряде стран предусмотрены прибавки на детей, пострадавших от увечья. В случае смерти застрахованных выдаются пособия на погребение в размере от 20- до 50-кратной дневной зарплаты. Пенсии по старости, как указывалось выше, установлены в ряде стран. В Австралии этот вид страхования проводится за счет ассигнований по гос. бюджету. Пенсии выдаются мужчинам при достижении 65 лет, женщинам-60 лет, при наличии нетрудоспособности. В Австрии, в Швеции страховые взносы по страхованию старости уплачиваются полностью за- ill страхованными. Страхование старости проводится в ряде стран в добровольном порядке, в ряде—в обязательном. Для получения старческой пенсии необходим страховой стаж: в Австрии—-500 недель, Франции—30 лет, Италии—240 полумесячных взносов и т. д.—Расчет пенсий по старости производится: 1) в виде твердых ставок независимо от размера заработка, 2) в зависимости от прежнего заработка и 3) от суммы выплаченных взносов. В ряде стран отдельные группы трудящихся, имеют свои законы по обеспечению стариков (Бельгия—горнорабочие, Австрия—лесные рабочие и т. д.). В нек-рых странах существуют параллельно страхование и обеспечение старости. Табл. 14. Снижение бюджета но страхованию инвалидности в Германии в годы кризиса и Ф аши з ац и и (в млн. марок). ] Виды пособий 1931 Г. Пенсии инвалидам от оощих заболеваний........1 020,4 Пенсии длительно болею- | щим............j Пенсии по старости . . . . ! Пенсии вдовам.....■ . Временные пенсии длитсль- ! но больным вдовам . . . Пенсии сиротам.......! Лечение длительно больных ............ 61,3 Содержание инвалидных домов...........        1,8 Содержание сиротских домов ............. о,по Расширение пособия и пенсии . . ,.......... 2,6 0,8 16,В 182,9 0,6 117,5 г. а 4 4 5 6 1933 г. 3,6 10,5 130,4 0,4 48,2 34,1 1,1 0,09 0,7 Страхование от проф. б-ней проводится в ряде стран. В Бельгии закон предусматривает лишь вознаграждения пострадавшим от свинцовых и ртутных отравлений и от сибирской язвы. Организация этого вида страхования сосредоточена при министерстве труда и промышленности. В Швейцарии проф. б-ни приравнены к увечьям. Список проф. заболеваний содержит 80 веществ, отравление которыми дает право на вознаграждение. Во Франции (1921) закон распространен только на свинцовые и ртутные отравления. В Англии проф. болезни приравнены к увечьям. Список проф. .заболеваний содержит 11 названий. В других капиталистических странах страхование от проф. заболеваний весьма примитивное.—Статистика пром. травматизма среди застрахованных дает следующую картину: по Германии на 1 000 застрахованных, занятых в промышленности, 1920 г.—100,0; 1923 г.—-82,0; 1927  г.—189,33; 1929 г.—188,58; по Австрии: 1922 г.—100,0; 1925 г.—142,57; 1927 г.—L74,5; 1929  г.—212,41. Средняя длительность, одного несчастного случая—22,5 дней нетрудоспособности. Показатель инвалидизации на 1 000 застрахованных составляет: 14,4 в 1924 г., 16,0 в 1930  г., 15,3 в 1931 г., 12,7 в 1932 г., 12,0 в 1933 г. В результате обнищания трудящихся масс, выталкивания пожилых рабочих с производства в Германии наблюдается резкое нарастание- числа инвалидов (на 1 000 застрахованных): 67,4 в 1913 г.; 80,3 в 1924 г.; 101,9 в 1928  г.; 114,8 в 1930 г.; 129,5 в 1933 г. и 133,7 р. 1934 г., или 13,4% застрахованных. Средняя длительность пребывания на пенсии достигает в Германии (за период 1930—32 гг.) 8 лет. Средний возраст наступления инвалидности в Германии равен 51,2 в 1927 г. и 51,8 в 1928 г. Медицинская помощь застрахованным. В большинстве случаев обязательное С. с. предусматривает предоставление мед. помощи застрахованным и организацию с этой целью собственного института мед. обслуживания. Страховые органы обязаны предоставить застрахованному мед. помощь и ответственны за качество и объем. В законодательном порядке или путем заключения договоров определяются условия, на к-рых врачи должны обслуживать застрахованных. В капиталистических странах существуют следующие системы врачебной помощи: 1) неограниченный свободный выбор врачей застрахованными, 2) ограниченный выбор, 3) районные врачи, к которым могут обращаться застрахованные своего района, и 4) врачи на постоянной службе больничных касс. В Германии, Австрии установлен свободный выбор врачей застрахованные ми среди определенного числа врачей, устанавливаемого на основании общего числа застрахованных и специфических особенностей данного страхового органа, или ограниченный выбор среди врачей, имеющих договоры с кассой. Практикуется лечение застрахованных районными врачами или врачами на службе касс. Страховые органы в месте объединения врачей устанавливают тариф оплаты и выплачивают причитающуюся сумму непосредственно врачу или же вносят весь гонорар врачей объединению врачей, к-рое затем распределяет его между отдельными своими членами из расчета проделанной ими работы. Объем мед. помощи устанавливает касса—-она контролирует работу врача, она следит за прописываемыми лекарствами. Врач обязан сообщать кассе все сведения о б-ни застрахованного, он указывает диагноз на больничном листке—врачебная тайна в отношении кассы не соблюдается. Против этой системы за последнее время в нек-рых странах ведется ожесточенная борьба проф. организациями врачей, они считают, что органы С. с. но должны брать на себя ответственности за организацию мед. помощи. Система, предлагаемая врачами (называемая системой последующей компенсации), состоит в том, что застрахованный должен сам позаботиться о получении помощи врача и лекарств; он может обратиться к любому врачу, имеющему право мед. практики, без всяких ограничений и без всякого вмешательства страховых органов. Такая система мед. помощи существует во Франции—результаты ее выражаются в оплате застрахованными 30—40% стоимости лечения, и в Норвегии с 1925 г., когда организация мед. помощи не могла быть налажена из-за невозможности договориться с врачами, но в 1930 г. последующая компенсация там отменена как явно неудовлетворительная. Наряду со стремлением ликвидировать организацию мед. обслуживания страховыми органами намечается и другая тенденция, направленная к замене мед. помощи, предоставляемой в порядке С. с, единой мед. помощью всему населению или по крайней мере беднейшей его части (Польша). Расходы на оплату врачебного гонорара поглощают много средств больничных касс—около 40% всех расходов на мед. помощь в Германии, около 23% в Австрии, 40% в Англии, 10% в Польше, 47,3% в Норвегии. Амбулаторное лечение (за исключением Польши и Латвии) нигде не предоставляется застрахованным. Коечное лечение предоставляется в Германии, Польше, Австрии и Латвии и др. странах, частично в своих лечеб-. ных учреждениях или в порядке аренды коек. Санаторно-курортная помощь рабочик-застра-хованным оказывается в незначительной степени в Германии—0,5% общего числа участников больничных касс, Австрии—0,4%. Дома отдыха больничных касс имеются в Польше, Латвии. Сеть мед. учреждений германских больничных касс до кризиса составляла 108 учреждений с 13 800 койками, из них 58 учреждений для лечения туберкулезных. В Германии проводилось лечение инвалидов. В Англии расходы на мед. помощь составляли в 1931 г. около 10 млн. фунтов стерлингов, из них 78% шли на оплату врачей, 22% на снабжение медикаментами. В Японии действует система права свободного выбора врачей. Мед. помощь оказывается в общих амбулаториях и лечебных учреждениях за счет страхкасс. В годы кризиса резко сократились расходы на лечение в ряде капиталистических стран (Германия, Австрия и др.). Характерным является проведение С. с. в советской части Китая, где общий закон о социальном страховании принят I Всекитайским съездом советов в 1930 г. Фонд С. с. составляется из взносов нанимателей (10—15% всей суммы зарплаты). С. с. распространяется на всех занятых наемным трудом. Руководство социальным страхованием осуществляется революционными профсоюзами. Установлено страхование на случай' болезни, несчастных случаев, проф. болезней, материнства, вдовства и сиротства, инвалидности и старости, по безработице, обязательная бесплатная медицинская помощь. Организационные формы управления С. с. в капиталистических странах весьма разнообразны. Хозяевами страховых организаций фактически являются буржуазия и гос. чиновники. Органами страхования по случаю б-ни являются «больничные кассы», от несчастных случаев—«страховые товарищества», безработицы — «кассы безработных», инвалидности—«пенсионные кассы» и т. д. Каждый вид страхования имеет самостоятельный бюджет и свое управление, подчиненное министерству труда. Раздробленность сети органов С. с. в капиталистических странах приводит к высоким организационным расходам. По отношению к общей сумме расходов С. с. орграсходы составляют в Германии 14—16%; в Англии до 17%. Факультативное участие самих застрахованных в деятельности и контроле за работой страховых организаций за последние годы в периоде фашизации сведено на-нет. Борьба за С. с. является частью общей борьбы рабочего класса с капитализмом. В последние годы борьба за С. с.неуклонно развивается под руководством революционных профсоюзов и братских компартий. Оживленная страховая кампания ведется в различных странах (Польша, Франция, Че-хо-Словакия, Австрия, Италия) при выборах в страховые органы. Попытки ухудшения законов вызывают решительное сопротивление пролетариата. Борьба ведется и с социал-фашистами, занимающими обычную позицию соглашательства с буржуазией. Международное бюро труда при Лиге наций многократно пыталось ставить различные проблемы С. с, разрабатывало и принимало различные конвенции, которые несмотря на их соглашательский характер не принимались буржуазными государствами. С. с, отвечающее интересам пролетариата, не осуществимо в условиях капитализма. Практика С. с. во всем мире показала, что С. с. может быть построено в интересах пролетариата лишь на основаниях, указанных большевиками в их страховой программе. А осуществление этих принципов возможно лишь при диктатуре пролетариата. Лит.: Социальное страхование Б капиталистических странах.—В и г д о р ч и к Н., Страхование на случай' болезни в России, СПБ, 1914; Д а н с к и й Б., Страхование рабочих, СПБ, 1912; о н ш е, Дореволюционная страхован кампания, М., 1923; Ленин В., Резолюции Пражской конференции Р.С.-Д.Р.П.—Об отношении it думскому законопроекту о государственном страховании, Сочинения, т. XV; Социальное страхование и государственное обеспечение старости в капиталистических странах, М., 1930; Я р о ц к и й, Страхование рабочих в связи с ответственностью предпринимателей, СПБ, 1895; Compensation lor Industrial accidents, Geneve, 1925; Die obligatorischen Krankenversielierung (Studien und Be-richte des Irtternatioualen Arbeitsamts, Reihe M., № 6), Genr, 1925; Jahrbuch der Krankenversicherung, hrsg. v. H. Lcnnrtnn, Verbigsgesellschaft Deutscher Krankenkas-sen, В., 1925—1932; L'assurance chomage, Geneve, 1925; L'assurance maladie obligatoire, Geneve, 1927; Rubertl-bagarde H., La reparation des maladies professio-nelles, P., 1927; Versicherungs-Lexikon, hrsg. v. A. Manes, Berlin, 1930. Социальное страхование в СССР.—ВКП(б) и профсоюзы о социальном страховании, М., 1934; Баев-с к и й И., Практика социального страхования в СССР, М., 1926; он же, Фонды коллективного потребления, М.—Л., 1932; Барит А. и Милютин В., Основы социального страхования, М., 1934; Вигдор-ч и к Н.. Теория и практика социального страхования, выц. 2—4, М.—П., 1924; ВКП(б) и профсоюзы о социальном страховании, Москва, 1934; Данишев-с к и й Г., Проблемы массового отдыха, Москва, 1934; Котов В., Соцстрах в социалистическом строительстве, М., 1933; Любимов Б., Против извращения основ социального страхования, М., 1934; Марку-з о н, Методы статистики социального страхования, М., 1928; Материалы научно-исследовательского ин-та соц. страхования, М., 1934; Материалы по истории социального страхования, сб. 1, Вопросы труда, М., 1928; О работе отраслевых касс профсоюзов по взиманию взносов на социальное страхование (инструкция), Москва, 1933; О слиянии НКТ СССР с ВЦСПС, М., 1933; Постановление ЦК ВКП(б) от 18/XII 1929 г. о медицинском обслуживании рабочих и крестьян, Партийное строительство, 1930, № 1 (3); Правила о пособиях по социальному страхованию, Москва, 1933; Ш в е р я и н Н., О задачах ВЦСПС и профсоюзов в связи с передачей им функций Наркомтруда (Доклад на III пленуме ВЦСПС от 29 июня 1933 г.), М., 1933. Периодика.—Вопросы страхования, М., с 1922; Вопросы труда, М., с 1923; Материалы Научного бюро труда НКТруда СССР, М., 1928—30; Arbeiter-Versorgung, В., 1884; Bulletin du Ministcre du travail et de la Pre-voyance sociale, Paris, с 1893; Das Versicnerungsarchiv, Wien, с 1930; Deutsche Beamten-Krankenversicherung, Koblen/., с 1926; Die Betriebskrankenkassen, Essen, с 1908; Die Sozialversicherung, Wien, с 1911—la; Informations sociales, P., с 1917 (на франц., англ. и в со-кращ. виде на испанском и итальянском яз.); Internationale Zeitschrift t. Sozialversicherung, Prag, с 1925; Revue Internationale du travail, P., с 1921 (на франц., англ. и в сокращ. виде на нем. яз.); Zentralblatt f. Reichs-rersicherung und Reichversorgung, Stuttgart, с 1929. Общее число страховых журналов в Германии достигало 40. Научный интерес представляют периодические отчеты отдельных касс социального страхования Берлина, Гамбурга, Дрездена, Лейпцига, Мюнхена и др., выпускавшиеся до прихода к власти Гитлера ежегодно. Специальные ш> риалы по вопросам социального страхования имеются в Польше, Латвии, Швейцария и других странах. Вопросы социального страхования в капиталистических странах регулярно освещаются в периодических изданиях Международного бюро труда при Лиге наций.                                             М. Котпяр, Н. Петров.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ" в других словарях:

  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — одна из форм социального обеспечения; госу дарственная система материального обеспечения граждан в старости в слу чае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны ихздоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из …   Финансовый словарь

  • Социальное Страхование — См. Страхование социальное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Социальное страхование — (англ. social insurance) в РФ одна из основных форм социального обеспечения, система материального обеспечения граждан в случаях реализации социальных страховых рисков. С 1991 г. Сс. осуществляется за …   Энциклопедия права

  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в Российской Федерации государственная система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно курортное лечение, организация… …   Современная энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — в России государственная система материального обеспечения наемных работников при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях (напр., санаторно курортное лечение, организация отдыха, лечебное питание) …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… …   Экономический словарь

  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в СССР важнейшая составная часть гос. системы социального обеспечения. Строится на принципах, разработанных B. И. Лениным. Включает: гос. С. с., охватывающее в основном рабочих, служащих и нек рые др. категории трудящихся… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Социальное страхование — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, в Российской Федерации государственная система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно–курортное лечение, организация… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Социальное страхование — Эта статья в данный момент активно редактируется участником Анна Н. Павлова 08:58, 24 декабря 2012 (UTC). Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — (государственное) – в СССР советская социалистическая система материального обеспечения рабочих и служащих в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, а также материального обеспечения, бытового и культурного обслуживания рабочих,… …   Советский юридический словарь

Книги

Другие книги по запросу «СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ» >>